Пломбировка счетчиков
Платно или бесплатно: как законно проводится опломбировка счетчиков воды?
Опломбирование счетчиков воды является обязательной процедурой. Она призвана обезопасить приборы учета от несанкционированного вмешательства недобросовестных потребителей. По общему правилу процедура бесплатна.
Но иногда за опломбировку расходомеров приходится платить. Если уполномоченная на проведение процедуры организация отказывается делать это безвозмездно, то гражданин вправе оспорить ее решение.
Как проводится опломбировка счетчиков воды — платно или бесплатно, в каких случаях предусмотрена оплата и как сэкономить? Ответы на вопросы найдете в статье.
Когда опломбировку нужно делать?
Есть ряд условий, при которых требуется опломбировка счётчиков воды. Недостаточно просто установить водомер, один раз его опломбировать — и все. Если не будет правильной пломбы, показания счетчика считаются недействительными, а значит, хозяина квартиры ожидает только оплата по нормам.
Опломбировка счетчика выполняется в следующих случаях:
- первичный монтаж водомера;
- замена водомера в случае поломки предыдущего либо истечения его срока годности;
- замена сегмента трубопровода, на котором установлен счетчик;
- протечка в коммуникационных сетях, устранение которой является причиной повреждения пломбы;
- механическое повреждение пломбы.
То есть, опломбировка водомера необходима при его установке, замене либо повреждении (как преднамеренном, так и случайном).
На заметку: Делать переопломбировку счетчиков, если вы купили жилье, в котором уже стоят водомеры, не обязательно. Но многим так спокойнее. Обязательной эта процедура является лишь в том случае, если предыдущий владелец не оставил документацию на водосчетчики (паспорта и акт опломбировки на каждый из приборов учета).
Технические инспекторы примерно раз в год проверяют наличие и целостность пломб на приборах учета, потому не стоит затягивать с установкой пломбы, если она необходима. Тем более, что эта процедура не долгая и уж точно не трудозатратная.
Особенности опломбировки прибора
Опломбировка устройств учета воды считается обязательной процедурой, которая проводиться на 3 или 5 день после монтажа оборудования. Работники водоканала ведут учет всех абонентов, у которых есть водоизмерители. Неопломбированное устройство считается недействительным и показания с него не принимаются.
Помните! Перед монтажом пломбы нужно удостовериться в правильности установки водомера и наличии доступа к нему работнику компании. Специалист знает, как опломбировать счетчик холодной и горячей воды.
Пломба на водоизмерителе ставится в таких ситуациях:
- после установки оборудования;
- после замены оборудования, если оно вышло из строя;
- во время снятия участка трубы, на которой установлен измеритель;
- при появлении утечки и необходимости срыва печати;
- во время появления механических повреждений.
Опломбирование никак не влияет на работоспособность измерителя и не позволяет вмешиваться во внутренний механизм. Иногда при покупке недвижимости, новые владельцы пломбируют водомер заново. Однако, в законодательстве такого пункта нет. Главное, чтобы все документы оборудования были в порядке. Потребитель может самостоятельно установить устройство, но для опломбировки он обязан пригласить специалиста. Он проверит правильность монтажа оборудования и в случае отсутствия претензий, установит пломбу. Ознакомиться с процессом установки печати на водомер можно в видео.
Опломбирование счетчика воды показано на видео
Как опломбировать счетчик воды при первой установке или замене
Решив, кто будет заниматься пломбировкой водомера – управляющая компания или водоканал, можно оформить заявку и ожидать сроков выполнения процедуры. Чтобы поставить пломбу на счетчик, абонент должен подготовить всю документацию, а также быть уверенным в том, что прибор монтирован согласно всем существующим правилам закона. После подачи заявления техник посещает обозначенную квартиру и осуществляет процедуру пломбирования.
При первичном монтаже заявка заполняется следующим образом:
- данные владельца – сведения паспорта, адрес квартиры;
- контактная информация владельца;
- планируемая дата ввода водомера в эксплуатацию, его серийный номер;
- акт о монтаже водосчетчика;
- данные о компании, занимающейся установкой водомера;
- последние показания устройства, если он уже был в применении;
- дата очередной поверки прибора.
При замене устройства обозначаются те же данные, только показания расхода воды не учитываются. Если прибор будет заменен, то показатели обнуляются и после ввода в эксплуатацию считаются с нулевых чисел. Сама пломбировка происходит просто: мастером используется специальное приспособление, именуемое пломбой. Оно имеет маленькое отверстие, через которое продевается проволока. Эта проволока также продевается через ушко в счетчике. Затем на месте скрепления происходит фиксация пломбы.
Рекомендуем. Нельзя самостоятельно вскрывать, рвать или резать пломбу, чтобы произвести манипуляции со счетчиком. Такие действия наказуемы по закону и влекут за собой штраф; придется заново устанавливать пломбу, уже за деньги.
Особенности процедуры пломбировки
Опломбировка после первичной установки аппарата производится в следующем порядке:
- Владелец подаёт заявку в управляющую компанию или поставщику ресурсов о необходимости подключения прибора учёта.
- Собственником выполняется подготовка необходимой документации.
- В назначенный день представитель поставщика ресурсов или управляющей компании выполняет подключение аппарата и устанавливает защитные устройства.
- Результаты работ подтверждаются соответствующим актом, составленным в двух экземплярах.
В аналогичном порядке устанавливаются защитные приспособления при поверке или после ремонта прибора. Старую пломбу потребитель снимает самостоятельно, после уведомления поставщика ресурсов о необходимости демонтажа счётчика.
От владельца до прибытия представителя указанной выше организации требуется подготовка следующего комплекта документов:
- договора о поставке ресурсов,
- гражданского паспорта,
- паспорта счётчика, что делать если потеряли паспорт прибора учёта.
- документов, подтверждающих поверку прибора или его ремонт (при повторной установке),
- документального подтверждения монтажа аппарата (если он установлен, и речь идёт только о пломбировке).
Указанные защитные средства должны быть установлены в течение 15 дней от даты подачи соответствующей заявки, а дата выполнения работ согласована не позже 3 дней.
Последствия нарушения целостности пломбы
Преднамеренное повреждение устройства, как правило, связанное с желанием отмотать показания в сторону уменьшения, влечет за собой соответствующие меры наказания. Как, собственно, и срыв установленной на водомер пломбы. Но возможны непредвиденные ситуации, когда оборудование было повреждено непреднамеренно. В данном случае необходимо:
- Составить письменный Акт о факте повреждения измерителя (с указанием причин произошедшего) и предоставить его на рассмотрение в офис управляющей компании.
- Затем оформить завяление на повторное опломбирование счетчика.
- Согласовать со службой ЖКХ дату и время прихода специалиста.
Не стоит задумываться, как своими силами опломбировать счетчик на воду. Несанкционированное вмешательство приведет к более суровому наказанию, нежели выплата штрафа.
Только контролер имеет право анализировать ситуацию, принимать решение и давать заключение, насколько действия жильца являются противозаконными. Как правило, о непреднамеренном повреждении говорят совпадающие показатели водомера и последние данные, зафиксированные в системе поставщика услуги водоснабжения. Если сей факт будет доказан, то пользователь обязан внести стандартный платеж – 300 рублей за восстановительные работы.
Когда вред оборудованию признан умышленным, то с потребителя взимается штраф:
- 1500 рублей при обнаружении коммунальными службами вмешательства в механизм прибора, использование магнита, отмотку показателей в сторону уменьшения;
- до 300 тысяч при несанкционированном подключении к водопроводу;
- лишение свободы сроком до 2 лет, если объем неучтенной воды в 10 раз превышает нормы потребления, установленные законодательством.
При принятии контролером решения, что действия пользователя неправомерны, но сам владелец жилья с этим не согласен, решение жилищно-коммунальной службы может быть оспорено в суде.
Действия потребителя при отказе в бесплатной опломбировке
В соответствии со статьей № 20 пункта № 416 ФЗ «О водоснабжении» от 2013 года, граждане могут получить бесплатные услуги по опломбированию в случае:
- проведения ремонта коммуникаций;
- в ходе поверки;
- первичной установки прибора учета.
В случае повреждения водомера потребителем за процедуру будет взиматься плата до 2000 руб.
При возникновении конфликтной ситуации с сотрудником РСО или УК и предъявлении требований оплатить работу, гражданин вправе жаловаться. Ходатайство допускается направлять:
- в органы полиции;
- на имя руководителя компании;
- Роспотребнадзор.
За срыв пломбы, в т. ч. непреднамеренное, пользователь также обязан заплатить за процедуру. Размер оплаты при этом не изменяется. После того как сделали замену пломбы, гражданин обязан посетить расчетное учреждение и передать акт о смене ИПУ. С нового счетчика будут снимать показания для последующих расчетов. В случае отказа сотрудниками РСО собственник вправе жаловаться в надзорные органы и требовать исполнения обязанностей.
Как правило, бесплатная установка защиты от несанкционированного доступа в водомера осуществляется в новых МКД при сдаче в эксплуатацию. Данный стандарт регулируется ФЗ № 416. Во всех ситуациях, кроме аварийных случаев, собственник оплачивает услуги компании.
Законодатель Российской Федерации установил правила в отношении всех помещений — монтаж и опломбировка счетчиков воды. При игнорировании нормы, плата за потребленный ресурс рассчитывается по региональному тарифу. При этом монтаж защиты для водомера должен проводиться сотрудниками компании на договорных условиях. Если у пользователя заключен контракт с РСО, то манипуляции проводятся бесплатно. Повторное обращение, в т. ч. по причине нарушения целостности ИПУ, оплачивается отдельно. Прейскурант устанавливает ресурсоснабжающее предприятие или обслуживающая фирма.