Кто пломбирует счетчики воды
Как опломбировать счетчик на воду и кто это должен делать
Ремонт в квартире, строительство собственного дома или покупка нового объекта недвижимости — все это рано или поздно влечет за собой вопрос: стоит ли устанавливать водомеры? В наличии индивидуальных приборов учета есть весомые преимущества. Как минимум, платить придется только за реально потребляемый объем воды, а не по усредненным (и часто завышенным) нормам. И если раньше это было решением добровольным, то с 1 июля 2012 года установка водомеров является обязательной. Но тут сразу же появляется другой вопрос: как опломбировать счетчик на воду?
Прежде всего стоит отметить, что опломбировать нужно не сам прибор учета потребляемой воды (это делают еще на заводе после поверки, и только потом он поступает на реализацию), а то место, где счетчик крепится к водопроводу. Это делается для того, чтобы нельзя было снимать и устанавливать счетчики заново, не повредив пломбу. То есть, для того, чтобы защитить поставщика коммунальных услуг от нечестных намерений некоторых потребителей. Правильная опломбировка не мешает нормальной работе счетчика, не мешает перекрывать воду, когда в этом есть необходимость, но мешает «смотать» показания. И именно поэтому инспекторы при проверке обращают внимание на целостность пломбы.
Каждый водомер должен иметь свою пломбу. То есть, количество пломб должно соответствовать количеству магистралей, которые проходят в квартире или доме.
Что такое пломба и зачем она необходима
Измерители для учета потребленного ресурса разделяется на несколько видов:
- индивидуальный;
- общедомовой;
- для подъезда.
Каждый водомер подлежит обязательному контролю со стороны уполномоченных органов. Пломба является своеобразной печатью, которая устанавливается с обоих сторон для исключения вскрытия механизма измерителя. Такую печать после срыва нельзя восстановить и сведения измерителя будут считаться недействительными. Ее закрепляют вокруг трубопровода с помощью проволоки. Таким образом, контролеры могут заметить, было ли вмешательство в измеритель.
Сотрудники специализированной организации знают, как опломбировать счетчики воды. Они могут установить следующие виды пломб:
- Из свинца или пластика. Такой тип является наиболее распространенным и представляет собой небольшие округлые элементы с оттиском. Устанавливают такую печать с помощью степлера.
- Роторный замок является прозрачным элементом со специальными вставками, блокирующими часть механизма и исключают открытие печати. На таких деталях удобно зафиксировать номер, который не стирается при длительной эксплуатации.
- Наклейки являются полосками, которые прикрепляются к водомеру.
В современном обществе, большой популярностью пользуются наклейки с антимагнитными свойствами. Благодаря им можно защитить измеритель от воздействия магнита и искажения показаний.
Из чего состоит постановка на учёт
Постановка водосчётчиков на учёт состоит из трех этапов:
- Проверка правильности установки и работы водосчетчика.
- Пломбировка водосчётчика.
- Постановка водосчётчика на учёт в ресурсоснабжающей организации.
Остановимся более подробно на этих этапах.
Проверка правильности установки и работы водосчетчика. Представитель ресурсоснабжающей организации проверяет правильность монтажа водосчётчиков, отсутствие внешних повреждений на приборах и отсутствие возможности неконтролируемого забора воды.
Пломбировка водосчётчика. Если всё в порядке после проверки водосчетчика, то на него устанавливается пломба ресурсоснабжающей организации. Эта пломба гарантирует, что в работу водосчётчика никто не сможет вмешаеться.
Если вы проводили поверку счётчиков воды, то специалист осмотрит пломбу. Если пломба не повреждена, её замена не требуется.
После опломбировки водосчётчика составляется акт ввода в эксплуатацию. Этот документ является основанием для постановки водосчётчика на учёт.
Постановка водосчётчика на учёт. На основании акта ввода в эксплуатацию бухгалтерия ресурсоснабжающей организации примет водосчётчик на учёт не позднее месяца со дня установки, замены или поверки.
Начисление платы по показаниям водосчётчиков начинается с 1 числа следующего за постановкой на учёт месяца. Поэтому не забывайте ежемесячно до 1 числа передавать показания водосчётчиков. На основании этих показаний вам будут начислять плату за воду.
Сроки и стоимость
В техническом паспорте обычно указываются сроки опломбирования. Они зависят главным образом от модели прибора. На современные модели счетчиков воды сроки опломбирования меньше, чем на приборы, которые были выпущены несколько лет назад. Чаще всего для проведения пломбировки специалист приходит в квартиру в течение трех-пяти дней после поступления заявки. К его приходу владелец квартиры должен подготовить технический паспорт на изделие и акт установки. Основное, что интересует инспектора — правильность монтажа прибора и его целостность.
Пребывая в квартире, инспектор должен составить акт ввода в эксплуатацию установленного прибора учета воды и произвести опломбировку всего узла. Перед подписанием договора следует внимательно прочитать его. В некоторых случаях в нем может быть вписана:
- чрезмерно высокая абонентская плата;
- страховка;
- оплата за выполнение проверки.
С момента подписания договора начинается начисление расхода воды по счетчику. Документ составляется в двух экземплярах. Один из них получает владелец квартиры. Техпаспорт на изделие инспектор должен скопировать, после чего вернуть оригинал владельцу. Чтобы не тратить лишнее время на ксерокопии, лучше еще до прихода инспектора сделать копии документов.
Что делать
В ситуации если исполнитель настаивает на оплате пломбировки, не имея на то оснований, потребитель может защитить свои права.
Для того чтобы сделать это юридически грамотно, необходимо иметь письменное подтверждение требований поставщика услуг произвести оплату за услугу по опломбированию, а также отказ произвести пломбировку без оплаты. При защите своих прав следует руководствоваться:
- П. 5 ст. 20 Федерального закона РФ № 416 в редакции 2018 года «О водоснабжении и водоотведении», в котором содержится норма, запрещающая взимать плату за осуществление пломбировки приборов контроля с абонентов.
- П. 9 и 14 ст. 81 Постановления Правительства РФ № 354 в редакции 2018 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», в котором предусмотрена процедура ввода в эксплуатацию счётчиков за счет поставщика услуг по водоснабжению и водоотведению.
- Ст. 16 Федерального закона РФ № 2300-1 в редакции 2018 года «О защите прав потребителей», в котором признаются незаконными все договорные условия, содержащие навязывание исполнителем дополнительных оплачиваемых услуг потребителю.
Следует знать, что в случае безосновательного отказа сотрудника обслуживающей компании опломбировать счётчик и составить акт о его вводе в эксплуатацию бесплатно, согласно п.2 ст.81 Постановления Правительства РФ №354, прибор контроля считается введённым в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявления от потребителя об установке счётчика и просьбой ввести его в эксплуатацию.
Для защиты своего права потребителю необходимо совершить ряд действий в следующей последовательности:
- обратиться к поставщику услуг о проведении процедуры ввода в эксплуатацию прибора контроля;
- получить письменный отказ произвести пломбировку бесплатно или квитанцию об оплате услуги;
- обратиться с заявлением к руководству компании о незаконности требований, а в случае отказа с жалобой в вышестоящую инстанцию;
- написать жалобу в Роспотребнадзор и органы Прокуратуры;
- обратиться в судебную инстанцию с заявлением.
Судебная практика по делам такого рода свидетельствует о том, что суды встают на сторону потребителя и обязывают поставщика услуг произвести процедуру опломбирования бесплатно, произвести расчет за водоснабжение согласно установленного потребителем счетчика и компенсировать ему все судебные затраты.
Кому можно не ставить счетчики на воду
Если абонент проживает в помещении, в котором установка водомера невозможна по техническим причинам, то он имеет право отказаться от монтажа устройства. Сюда относят такие случаи:
- дом аварийного состояния;
- старый трубопровод, требующий капитального ремонта и полной замены системы водоснабжения;
- нет условий для правильного монтажа счетчика.
Все эти случаи позволяют потребителю не устанавливать водосчетчик. Тогда подсчет расхода кубометров будет осуществляться с помощью нормативных данных, регламентированных водоканалом.
К чему нужно быть готовым?
К приходу мастера, который будет пломбировать счетчик воды, следует снять копии с технического паспорта устройства и документов его поверки, если она проводилась. Оригиналы и экземпляр заявления на ввод в эксплуатацию остаются у вас.
- проверить правильность установки прибора учета, его целостность и работоспособность;
- сверить номер на изделии и в паспорте.
При выявлении несоответствий, неисправностей в опломбировании может быть отказано, о чем будет составлен соответствующий документ, с указанием причин. Если все в порядке, то выписывается акт приемки водомера в эксплуатацию в двух экземплярах. Чаще всего он имеет стандартную форму, но владельцу недвижимости следует внимательно его изучить и только потом подписывать. Мастер ставит свою подпись после того, как установит пломбу и убедиться, что она не мешает нормальной эксплуатации прибора.
Теперь вы знаете, кто и как должен проводить опломбирование счетчиков воды. Узнав больше об особенностях прохождения этой процедуры, вы убедились, что в ней нет ничего сложного, если соблюдать правила. К тому же полученные знания помогут защитить свои интересы.